Облагораживание янтаря

Янтарь
Янтарь

Мелкий янтарь, составляющий 90% от добычи, идет на переработку: незагрязненный — на облагораживание (прессование), остальной — на химическую переработку. Прессованный янтарь, или амброид, наряду с натуральным, широко используется в ювелирной и камнерезной промышленности.

При помощи нагревания из более светлого янтаря можно получить более темный или имитировать «антикварный» янтарь. Этот метод также используется от случая к случаю. Облагороженный таким образом янтарь нельзя отличить от природного. Окраска его стабильна и не подвергается внешним воздействиям.

Янтарь
Янтарь

Некоторые образцы янтаря могут темнеть сами, даже в темноте. На этот процесс возможно влияет окисление на воздухе.

Так же встречаются искусственно окрашенный или затемненный янтарь. Для получения такого эффекта используются светлые образцы. Искусственность такой окраски можно легко определить под увеличением. Прокрашивающее вещество может выцветать и блекнуть, то есть такой янтарь нельзя долго держать под прямым солнечным светом.

Эффект «солнечных лучей» в янтаре также можно получить при помощи нагревания, иногда в масле. Этот метод используется достаточно часто. Его эффект стабилен, но следует избегать высокой температуры и давления.

Чтобы избавиться от газовых включений, из-за которых янтарь кажется мутным, его следует медленно нагревать в рапсовом, льняном маслах или жире (об этом пишет уже Плиний 2000 лет назад) или даже в сухом состоянии, а затем также медленно охлаждать в течении нескольких дней чтобы избежать появления трещин.

Янтарь
Янтарь

Часто маленькие кусочки янтаря сплавляют (или спрессовывают) в один более крупный — получается прессованный янтарь. Если янтарь тщательно подобран и очищен от грязи, то очень трудно определить, что данный образец был спаян из нескольких частей.

Иногда прессованный янтарь со временем может стать белым, возможно из-за неправильно проведенной обработки. В других случаях полученный результат устойчив к внешним воздействиям. При добавлении красителей можно получить цветной янтарь, например, черный, зеленый, красный и т.д.

Широко используют прокрашивание янтаря для получения более темных цветов. Прокрашенный янтарь можно использовать для имитации других ювелирных камней. Плиний писал о применении натуральных красителей для этих целей. При «Китайском» прокрашивании получают темно-красный вишневый или сливовый цвет.

Так как янтарь является органическим веществом, то можно предположить, что он будет хорошо взаимодействовать с органическими красителями. Но надо быть аккуратным при их выборе. Краска или другой красящее вещество может быть добавлено при процессе очищения янтаря от газовых включений, если появляются трещины, и во время прессования.

В некоторых случаях янтарь покрывают лаком чтобы придать янтарю более темный оттенок.

Одно время часто использовали фольгу для покрытия задней стороны янтаря для лучшего отражения света. Также использовалась цветная фольга для улучшения цвета.

Янтарь
Янтарь

Считается, что включения насекомых в янтаре придают ему подлинность (увеличивают цену — наверняка). В недавнем времени появились сообщения о возможности внедрения в янтарь насекомых или другие объекты (даже рыб).

Из истории:
Янтарь был известен людям издавна. Первые упоминания о янтаре относятся к X веку до н. э.

В Древней Греции и Риме янтарь высоко ценили. Греки называли янтарь “созданным солнцем”, возможно, из-за мифа, а, возможно, из-за того, что он электролизуется при трении об одежду и может притягивать небольшие предметы. Гомер писал, что украшения из янтаря считались царским подарком в Одиссеи.

В Риме за янтарный кубок давали молодого здорового раба. По Плинию римляне умели красить янтарь в красный цвет и такой янтарь ценился на вес золота. Римляне посылали армии для контроля за добычей янтаря. Император Нерон был большим знатоком янтаря. Во время его правления, пишет Плиний, цена за янтарь была очень высока, независимо от размера, она приравнивалась к цене за здорового раба.

В страны Средиземноморья янтарь поступал различными торговыми путями с побережья Балтийского моря. В XVII – XVIII вв. в Северной Европе обработка янтаря достигла довольно высокого уровня. В это время был изготовлен посох патриарха Филарета, оформлена знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца.

Существует много мифов об образовании янтаря. По одному из них, янтарь — это слезы матери и сестры Фатона, сына бога солнца Фебу, по погибшему сыну и брату, застывшие на солнце. По другим литературным данным, янтарь считался соком заходящего солнца, застывшего в море и выброшенного на берег.

Германцы сжигали янтарь вместо ладана. Прозрачный бесцветный янтарь в средние века считался лучшим материалом для изготовления четок из-за своей шелковистости.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники