Облагораживание ювелирных камней II

Облагораживание ювелирных камней
Облагораживание ювелирных камней

Облагораживание стало настолько массовым и разнообразным, что большинство природных камней, попадающих на мировой рынок, проходят то или иное облагораживание. Однако, процесс процессу рознь. И отношение к облагороженным камням — тоже.

Дело не только в том, что в ряде случаев возможно получение остаточного негативного явления от процесса (например, остаточная радиоактивность камней после облучения). Это — скорее экзотика в практике работы серьезных фирм. Но и потеря денег покупателя от нестабильности облагораживания (обесценивания, скажем, выцветшего камня) — тоже повод для беспокойства.

Иногда процесс облагораживания бывает обратимым — можно вернуть прежний цвет камня, или (что хуже) он возвращается сам под воздействием света и времени.

Какое бы ни было облагораживание — это вмешательство человека, в какой-то мере создание искусственного продукта. Но огромная цена лучших ювелирных камней — в значительной мере условность, с которой согласилось общество. А общество ценит редкость. И еще — первозданность, подарок от природы. То, что сделано руками человека, не может быть редкостью — его произведут столько, сколько купят. Другое дело, творение природы, не поддающееся «размножению по команде».

Вышеизложенная логика приводит рынок к тому, что более красивый после облагораживания камень стоит дороже, чем он был до облагораживания, но дешевле, чем такой же по характеристикам (цвету, чистоте, размеру и т.д.), но природный и необлагороженный. Факт облагораживания снижает цену камня, если его можно установить.

Крайняя форма отношения к облагороженному камню — лишение его права иметь сертификат. Так, облагороженный любым путем бриллиант не может иметь сертификат, подтверждающий его характеристики.

Не всякий процесс облагораживания поддается обнаружению (по крайней мере, доступными геммологам методами). Это относится, в первую очередь, к термическим процессам. Дело в том, что многие камни и в природе становятся такими, какими мы их знаем, в результате тех же термических процессов. Например, двухцветный аметрин. Или голубой аквамарин. Поэтому отношение к термическому облагораживанию более терпимое (чем, скажем, к лазерному удалению включений).

За рубежом, а в США особенно, сокрытие факта облагораживания признано нечестной торговой политикой. Никто не может запретить продавать облагороженные камни (и не хотел бы этого делать), но покупатель должен точно знать, за что платит деньги…

Результатом деятельности ряда ассоциаций и иных учреждений стали специальные рекомендации по облагораживанию, носящие силу неофициальных документов, к которым, однако, мировой рынок относится с большим уважением.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники