Среди всех ювелирных камней алмазы стоят особняком. И вовсе не потому, что «на голову» выше других. Просто их экономика радикально отличается от экономики других ювелирных камней. А причина — в монопольном контроле сырья корпорацией De Beers.
Прежде, чем рассмотреть динамику цен на алмазы и бриллианты, следует остановиться на небольшом обзоре самого алмазного рынка, его политики.
Алмазный рынок детерминирован лучше, чем любой другой рынок сырья (нефти, стали и т.п.). Он очень управляем и подконтролен в мировом масштабе. Прекрасно развита и постоянно совершенствуется структура продвижения сырья от его добычи до потребителя.
Какая сырьевая отрасль может похвалиться таким разнообразием сортности своего товара: существует около 6000 (шести ТЫСЯЧ) категорий сырых алмазов, различаемых специалистами, имеющих собственные цены. Погрешность в оценке допускается в величине не более +/- 5%. При том, что ценовой диапазон алмазного сырья простирается от 0,8 до 6000 $/карат.
Структура качества алмазного сырья, поставляемого на мировой рынок следующая:
более 50% общего объема составляют очень низкосортные мелкие алмазы по цене около 1 $/карат (один $);
примерно 35% общего объема представляет собой низкосортные (условно называемые»индийскими») алмазы по средней цене около 50 $/карат;
15% общего объема поставок составляют алмазы среднего и высокого качества со средней ценой камней 350 $/карат.
Что означает приведенная структура? Да то, что половина всех алмазов (а значит, и изготовленных из них бриллиантов) по-сути не являются драгоценными в прямом смысле слова (не обладают дорогой ценой).
Это вовсе не означает, что такие алмазы (а впоследствии — бриллианты) никому не нужны. Наоборот, именно дешевые камни могут быть доступны массовому потребителю. При этом престиж, обусловленный алмазами дорогими (которых всего-то 15%) автоматически распространяется и на обладание камнями низкого качества. За счет престижа, уже будучи ограненными и оправленными, они будут стоить и так дорого…