На протяжении долгого времени бриллианты ни разу не дешевели (если не считать возврата на «нормальный» уровень после бума конца 70-х годов). При этом периодически De Beers производил реструктуризацию цен, постепенно удешевляя низкокачественные и мелкие камни, одновременно делая более дорогими алмазы высококачественные и крупные (более 0,5 карат).
Последняя такая реструктуризация была произведена в 1997 году, в результате чего мелкие бриллианты (до 0,3 карат) подешевели на 10 … 17%, а качественные крупные (от 0,7 карат) подорожали на 2 … 3%. Что будет теперь, после отказа De Beers от контроля за рынком сырьевых алмазов, до конца не ясно.
Как известно, алмаз — самый твердый камень из известных. Кроме того, алмаз обладает спайностью, что приходится учитывать при его обработке. Далеко не каждая ограночная фирма способна гранить алмазы -центров обработки алмазов не так уж много (Антверпен, Тель-Авив, Нью-Йорк, Смоленск и Москва, Бомбей).
70% массы всех добываемых в мире алмазов гранят в Индии, где зарплата огранщика составляет всего $50 в месяц, общая стоимость огранки там алмазов в бриллианты составляет все же около 10 $/карат. Именно из Индии поступает основная масса мелких и дешевых бриллиантов.
Для сравнения, в Смоленске огранщики получают 200 … 1000 $, в Тель-Авиве — 1 … 2 тысячи $, в Антверпене — 2000 $, а в Нью-Йорке — 12000 долларов в месяц. Это сказывается на ценовой составляющей доли в готовом бриллианте. Огранка в США бриллианта обходится в 50…100 $/карат, в Антверпене — 25… 50 $/карат, в Тель-Авиве — до 30 $/карат. Самые крупные и дорогие бриллианты (более 0,5 карат) гранят, естественно, в Нью-Йорке и Антверпене.
Из вышеизложенного видно, что при цене сырья 50% всех алмазов около 1$/карат, стоимостная доля его обработки (огранки) как минимум в 10 раз больше (10 $/карат). Любой профессиональный огранщик знает, что ни на одном цветном ювелирном камне нет и не может быть такого соотношения. В том смысле, что стоимость огранки других камней сопоставима со стоимостью огранки бриллиантов в Индии (порядок 10 за карат), но вот приобрести сырье по цене 1$/карат можно только для низкокачественных и заведомо дешевых камней (см. таблицы рыночных цен на данном диске). Например, горного хрусталя, аметиста.
Получается, что De Beers поддерживала рынок алмазного сырья весьма дешевым (по сравнению с ограненными камнями). При этом «на выходе» бриллиант оказывается, как известно, самым дорогим ювелирным камнем. Значит, работать с ним гораздо прибыльнее, чем с цветными камнями. Однако, по данным Минэкономики РФ, рентабельность огранки бриллиантов в России из-за налогообложения не превышает сегодня 1…2%…
Как возрастает цена по мере движения алмаза к розничному потребителю? Примером может служить кольцо с бриллиантом среднего качества и массой 0,5 карат.
1.De Beers закупает сырой алмаз весом примерно 1 карат, за 900 $.
2.De Beers продает этот алмаз своему сайтхолдеру за 1000 $.
3.Производитель бриллиантов покупает этот алмаз за 1050 $.
4.Себестоимость готового бриллианта в 0,5 карат у производителя — 1200 $ (стоимость огранки 150 $).
5.Оптовая цена этого бриллианта 1300 $.
6.Себестоимость изготовленного золотого кольца с этим бриллиантом — 2000 $ (из которых менее 100 $ приходится на стоимость золота как сырья).
Таким образом, закупленный De Beers сырьевой алмаз, попав к покупателю в виде бриллианта в кольце, подорожал в 5,5 раз. Разумеется, к нему «прибавилось» золото и обработка…
При этом 50% от этой стоимости достается розничной торговле ювелирными изделиями. Но к этим 50%-там De Beers имеет отношение не как их получатель (до недавнего времени корпорация занималась только сырыми алмазами), а как их «производитель», ибо только благодаря затратам De Beers на рекламу бриллиантов в сумме 200 миллионов долларов в год престиж бриллианта так высок, что за него покупатель отдает эти деньги!
Получается, что De Beers спонсирует торговлю, неся огромные затраты на рекламу. Потребитель, благодаря «раскрученности» бриллиантов, готов платить много, чем немедленно пользуется торговля, повышая цены на ювелирные изделия с бриллиантами сверх разумной меры. Если бы не сдерживающий торговлю изделий с бриллиантами дифференцированная поставка от De Beers сырых алмазов, возможно, рынок бриллиантовой ювелирки уже захлебнулся бы и покатился вниз…
Все эти измышления были нужны для того, чтобы найти истинную причину феномена устойчивой и высокой цены бриллианта, которая заключается не столько в его высоких потребительских свойствах, сколько в очень разумной политике монополиста De Beers.
То, что цена бриллианта (по сравнению с другими ювелирными камнями) искусственная, подтверждает еще и такой факт: пока De Beers с помощью средств массовой информации не имел возможности сформировать имидж бриллианта, его цена в сравнении с другими камнями была скромней.