Инвестиции в алмазы и бриллианты (продолжение)

Бриллианты
Бриллианты

Следует учитывать, что от качества и размера бриллианта это соотношение зависит очень сильно.  По сравнению с золотом, как объект инвестиций бриллианты имеют как плюсы, так и минусы. Главные преимущества бриллиантов, как объекта инвестиций:

* уникальная финансоемкость крупных и качественных алмазов: это прекрасный объект инвестиций для тех, кто имеет цель скрыть свое богатство или тайно переместить его из одной страны в другую (бриллианты прозрачны для обычных рентгеновских аппаратов в аэропортах);

* в отличие от банковских вкладов и инвестиций в ценные бумаги, инвестиции в бриллианты могут производиться тайно, что немаловажно для «специфического» российского бизнеса. В отличие от недвижимости или банковских вкладов бриллиант очень трудно конфисковать по решению суда;

* благодаря деятельности De Beers, цены на хорошие бриллианты в арифметическом выражении не снижались со времен великой депрессии 30-х годов, и за последние 25 лет в среднем выросли в 2,5 раза;

* бриллиант — не есть чья-то валюта или обязательства какого-то банка или фирмы, банкротство которых (инфляция национальной валюты) могут обнулить инвестиции. Бриллиант популярен во всем мире, и если японская иена раздавит когда-нибудь доллар, то бриллиант можно продать в Японии за иены (Япония потребляет свыше 31% бриллиантов против 29% в США);

* мировой спрос на бриллианты растет с темпами примерно 5% в год;

* на «худой конец» бриллиант можно оправить и носить в ювелирном изделии,  чего не сделаешь с обесценившейся «ценной» бумагой или «усохшими» купюрами.

Основные недостатки бриллиантов, как объекта инвестиций, следующие:

* ликвидность мелких бриллиантов (а также и крупных, но невысокого качества) низкая и скорее неудовлетворительная, чем приемлемая;

* приобретая бриллиант, неспециалисту приходится верить записанным в сопроводительных документах его характеристикам, что далеко не всегда надежно: помимо ошибки эксперта, нередко случается элементарный подлог и обман. Приходится учитывать, что российский сертификат (и российская система оценок бриллианта) не признана нигде в мире;

* если при инвестициях в золото или в ценные бумаги в качестве надежного ориентира выступает их курс (например, золота — на Лондонской бирже, или котировки на биржах таких же ценных бумаг), то даже «текущая» стоимость бриллианта с уже известными (и истинными) его характеристиками — еще вопрос. Дело в том, что индексы Раппапорта (или подобные) используются обычно с применением скидок до 50%, а российский прейскурант на бриллианты, хотя и является в нашей стране обязательным, также успешно обходится участниками рынка (за счет тех же скидок и надбавок к его значениям). Кроме того, приобретая в России сертифицированный бриллиант, покупатель в принципе платит больше, чем его цена на мировых рынках (хотя бы из-за наличия НДС и акцизов на ювелирные изделия, к которым причисляется сертифицированный камень, а также вклада самой сертификации — до 20% — в его общую стоимость);

* бриллиант нельзя (или невыгодно) продать «частично» — при его распиливании суммарная цена мелких камней, получающихся из большего, много меньше;

* существует серьезная опасность появления на рынке крупных синтетических бриллиантов (1-каратные камни уже имеются в продаже).

Только очень чистые бриллианты стоят дорого, но именно такие камни наиболее «беззащитны» перед синтетическими, т.к. основным идентификационным признаком природного происхождения камней служит их внутреннее строение. Если не будут открыты уверенные идентификационные признаки отличия синтетических бриллиантов от природных, то это может привести (по крайней мере, временно) к снижению цены природных бриллиантов (как это было в начале века с рубинами и сапфирами). Вряд ли серьезной защитой станет лазерная гравировка надписи De Beers на рундисте продаваемых корпорацией бриллиантов (типа тех, что начали продаваться в канун 2000 года);

* если De Beers утратит контроль над рынком сырьевых алмазов (например, из-за выхода из соглашения России), либо добровольно откажется от контроля за добычей алмазов (что возможно), или начнут разрабатываться особо крупные месторождения алмазов, дающие хорошее сырье (например, Архангельское), то возможно существенное снижение цен на бриллианты;

* бриллиант — предмет роскоши, очень дорогой товар. Спрос на него возможен только в процветающем обществе, любые же экономические потрясения приводят к снижению спроса, и — как следствие — к падению (обычно временному) цены. Впрочем, это же касается и золота;

* алмаз очень твердый, но хрупкий камень, и его повреждение может многократно снизить его цену.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Leave a Reply